Конспект НОД по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
«Сороки»
Цель:
• Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
• Знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями их проведения.
Задачи:
по познавательно-речевому направлению:
• «Познание»
- Расширять кругозор детей, их знания о первых весенних признаках и прилёте птиц.
- Познакомить детей с русским народным праздником “Сороки ”, музыкально – поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником (заклички, веснянки).
• «Коммуникация»
- Учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.
- Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего.
- Развивать словарь детей:
- обогащать и активизировать за счёт слов: “гостеприимство”, “чаепитие”, “лепить”, “выпекать”,” кулики – жаворонушки”, «Сороки».
по социально-личностному направлению:
• «Социализация»
- Дать почувствовать детям свою причастность к истории нашей Родины, нашего народа.
- Воспитывать интерес к культурному и историческому наследию русского народа;
- Развивать эмоционально – чувственную сферу младших дошкольников, эмоциональную отзывчивость, интерес к проявлению прекрасного в окружающем.
- Развивать интерес к внутреннему миру человека: гостеприимству, доброжелательности, чувству радости, праздничной атмосфере.
• «Труд».
- Развивать самостоятельность и творческие способности детей в разных видах деятельности.
- Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству и желанию лепить из теста.
по художественно-эстетическому направлению:
• «Музыка»
- Воспитывать интерес к музыкально поэтическому творчеству (веснянкам, играм);
по физическому направлению:
• «Здоровье»
- Создать положительный эмоциональный настрой;
• «Физическая культура»
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Учить детей соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Оборудование. • Оформление группового помещения в русском стиле (печка, стол, вышитые полотенца, скатерть, самовар, глиняная посуда).
• Шарики по количеству детей. • Материалы для лепки: солёное тесто, скалка, поднос, противень, влажные салфетки для рук.
• Видеоаппаратура (ноутбук).
• Русский костюм (сарафан, рубашка, пояс).
• Заранее приготовленное угощение в виде птичек.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель. Ребята, нам ребята пришло письмо от Забавушки-рассказушки. Она приглашает нас к себе в деревню. Поедем в гости? Только в гости нужно приходить с хорошим настроением и добрым сердцем.
Вводная медитация (проводится под спокойную музыку). Ребята, давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к груди и прислушаемся, как оно стучит: "тук-тук-тук". А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем друг - другу и гостям немного света и тепла своего сердца. (Руки вынести вперед, кисти рук вертикально).
Воспитатель. Ребята, но как же нам добраться до деревни, ведь она находится далеко?
Дети. На автобусе, самолёте, поезде, корабле.
Воспитатель. А я вам предлагаю путешествовать на воздушных шарах!
Дети. (Берут шарики за ниточки)
Воспитатель. Посмотрите, какой они формы?
Дети. (Ответы).
Воспитатель. Какого цвета?
Дети. (Ответы).
Воспитатель. Молодцы! Отправляемся в деревню к хозяюшке. Повторяйте вместе со мной: «Раз, два, три, повернись и в деревне очутись».
Вот мы с вами и оказались в деревне!
(Звучит аудиозапись «Звуки в деревне»)
Перед нами ребята стоит изба (так в старину называли дом), в этой избе и живёт Хозяюшка. Где же она?
Дети. (Зовут Хозяюшку). Воспитатель забегает за ширму переодевается в русский народный костюм).
Забавушка-рассказушка. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада я вас у себя в гостях видеть. Зовут меня Забавушка-рассказушка. Посмотрите, какая я нарядная. На мне русский сарафан. Очень красиво, не правда ли? Давным-давно такие сарафаны носили все девочки и женщины. А когда наряжаются?
Дети. Когда идут в гости или ждут гостей.
Забавушка-рассказушка. Всё правильно. Издавна славился русский народ своим гостеприимством. Не зря в народе говорят” Много гостей - много и новостей”, “Доброму гостю хозяин рад”. А как вы готовитесь к встрече гостей?
Дети. Мы помогаем убирать квартиру, накрывать на стол. Торт помогаем печь.
Забавушка-рассказушка. Всё верно. Я тоже готовилась к вашему приходу. Посмотрите, как красиво. Ведь, когда приходят гости, - это настоящий праздник. Но сегодня я хотела рассказать вам про необычный праздник. Каждый год, в начале весны люди отмечают замечательный праздник – прилет птиц. Это один из самых любимых и важных праздников в народе. Этот день называется «Сороки». В этот день прилетают из теплых краев жаворонки и еще сорок птиц с собой ведут. И с этого дня Весна вступает в свои владения, а Зима уходит прочь. В этот день всегда весело было, народ Весну – красну звал и солнышко теплое - “закликали весну”: разжигали костры, водили вокруг них хороводы и пели веснянки.
Хоровод «Веснянка»
Забавушка-рассказушка. А ещё выпекали из теста фигурки птиц: жаворонков, куликов. Девушки и дети забирались с ними на крыши или на деревья и выкрикивали заклички, обращённые к птицам. Когда что-то выпекали, то и чай пили. А из чего чай наливали?
Дети. Из чайника.
Забавушка-рассказушка. Но раньше чайников не было, и чай наливали из самовара. Из чего раньше чай наливали?
Дети. Из самовара.
Воспитатель: Все самовары были очень красивые, украшенные разными узорами. Как самовар шипит, когда вода в нём кипит?
Дети. Ш-ш-ш-ш-ш.
Забавушка-рассказушка. Вода кипит, значит, чай будет горячий. Надо подуть. Как мы подуем?
Дети. (Дуют).
Забавушка-рассказушка. Любит русский народ чаепитие. По русскому обычаю чай- это завершение праздничного обеда. А что к нему подают? Кто знает?
Дети. Сахар, лимон, варенье, пирожки, бутерброды с маслом и сыром, конфеты, печенье, пряники.
Забавушка-рассказушка. Правильно. А в праздник птиц выпекали птичек из теста. И я вам предлагаю сделать таких птичек. Я всё принесла. Посмотрите, что у меня здесь? (1 поднос)
Дети. Мука, яйца, соль, сахар, масло.
Забавушка-рассказушка. Всё это перемешивают и делают тесто. Потрогайте муку. Какая она?
Дети. Мягкая, белая.
Забавушка-рассказушка. Но у меня есть и уже готовое тесто (2 поднос). Посмотрите на него, потрогайте. Какое оно? Что можно про него сказать?
Дети. Мягкое, нежное.
Забавушка-рассказушка. Чем пахнет?
Дети. Чем-то сладким, вкусным.
Забавушка-рассказушка. Правильно. Так пахнет ванилин. Наше угощение будет вкусное, а с ванилином ещё вкуснее. Где же мы будем печь наше угощение?
Дети. В печи.
Забавушка-рассказушка. Теперь за дело. Ведь мы птичек собирались лепить. Подходите, пожалуйста, к столу. Но прежде чем мы будем делать наше угощение, надо и пальчики размять
Пальчиковая гимнастика “Мы печём пшеничные пироги отличные…”
Мы печём пшеничные «Пекут пироги». Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать Разводят руки в стороны, Пироги пшеничные? Пожимают плечами.
Мама, папа, брат, сестра, Поочередно загибают пальцы на
Пёс лохматый со двора. обеих руках одновременно.
И другие, все, кто может, Делают манящие движения руками.
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы, «Месят тесто».
Сахар не забыли мы, «Посыпают сахаром».
Пироги пшеничные «Пекут пироги». В печку посадили мы. Поворачивают руки ладонями вверх.
Печка весело горит, Попеременно ударяют кулак о кулак.
Наша мама говорит:
-Крошки, что останутся, Грозят указательным пальцем.
Воробью достанутся. «Посыпают крошки».
Забавушка-рассказушка. Размяли. И фартуки надо одеть, чтобы не запачкаться.
Дети. (Одевают).
Воспитатель: Вот наше тесто. Мягкое, вкусное. Угощение будет сладкое. “Колбаску” из теста сделала. Теперь каждому отрежу по кусочку, чтобы всем хватило.
Забавушка-рассказушка. Посмотрите, как надо лепить птичку. Из одного куска теста. Покатали комочек теста и приплюснули. Как же сделать тесто тонким? Вот моя помощница скалка. Буду раскатывать тесто тонко, и вы покажите на столе, как ручки скалку катают вперёд- назад.
Дети. (Показывают)
Забавушка-рассказушка. Готовое угощение складываем на противень. Вот мы всё и сделали. Теперь я отнесу в печь. Теперь надо руки вытереть и фартуки снять. А я вас приглашаю поиграть.
Игра “Солнышко и дождик” (под музыку).
Забавушка-рассказушка. Посмотрю-ка я, как там наше угощение. Вот оно. Готово. Очень красиво, не правда ли? Вкусное угощение получилось. Возьмите его с собой в детский сад. Приятного аппетита! С праздником вас, дорогие дети и гости! Мира и добра вам и вашему дому!
Забавушка-рассказушка уходит, из-за ширмы выходит воспитатель, садится рядом с детьми, спрашивает
Воспитатель. Ребята познакомились с Забавушкой-рассказушкой?
Что делали? Чем занимались?
Где пекутся пирожки?
Дети. (В печке).
Из чего раньше наливали чай?
Дети. (Из самовара).
Воспитатель. Что ж, ребята, вы все молодцы. Нам пора возвращаться в детский сад. Как говорится в пословице: «В гостях хорошо, а дома лучше».
Дети. (Берут шарики за ниточки).
Воспитатель. Повторяйте вместе со мной: «Раз, два, три, повернись – и в детском саду очутись!».